О производстве

Стиль и образ таволожской керамики сформировался в течение длительного исторического периода в течении 300 лет начиная с середины 17 века до нашего времени
История
Интересные факты
Фестивали и ярмарки
История
Интересные факты
Фестивали и ярмарки

История Таволожской керамики

Таволожская глина. Зарождение гончарства в Таволгах

Таволожская глина. Зарождение гончарства в Таволгах

Первые признаки гончарного производства, обнаруженные на территории Верхних и Нижних Таволог, относятся к концу XVII – началу XVIII веков. Именно к этому периоду принадлежит древняя керамическая свистулька, найденная в огороде одного из местных жителей в деревне Нижние Таволги. В эту эпоху, с приходом старообрядцев из средней полосы России, началось постижение пластичных свойств местных красных глин. Сама форма керамических изделий привнесена старообрядцами со средней полосы России, а вот стилистические особенности росписи сформировались уже на Урале под воздействием окружающей переселенцев природной среды и условий жизни населения в этом регионе. В самом начале исторического развития керамического производства на Урале стояла острая необходимость в изготовлении керамических сосудов для приготовления пищи и хранения продовольственных запасов.

Развитие гончарного промысла в Таволгах

Развитие гончарного промысла в Таволгах

В начальный период гончарная продукция изготавливалась для собственных нужд и имела незамысловатый вид. Позже гончарство становится ремеслом, изделия, предназначенные на продажу, стали украшать, что привело к зарождению росписи по сырой глине, а в дальнейшем – и к использованию глазурей. Развитие металлургии, богатство и разнообразие минерального сырья на Урале привело к появлению возможностей использования минеральных пигментов для украшения керамических изделий и способствовало появлению первых разноцветных керамических изделий. С открытием предпринимателями Демидовыми рядом с Таволгами медного месторождения и строительства Латунного завода в соседней деревне Быньги таволожские гончары стали использовать отходы медного производства для производства медных глазурей. С этого времени Таволожская керамика приобрела ярко-зелёный оттенок. Называется она изумрудной керамикой и до сих пор пользуется популярностью у населения.

Ангобная роспись стиле уральских самоцветов

Ангобная роспись стиле уральских самоцветов

Связь с природой и цветными самоцветами Уральских гор стало неотъемлемой частью стилистической особенности расписной таволожской керамики. Особую роль в этом сыграла красота и необычность линий разноцветных уральских агатов. Концентрические линии природных рисунков на агатах стали повторяться на керамических изделиях в виде ангобной фляндровки. Роспись стала похожа на расцветку агатов. Красота самоцветов Урала даёт местным живописцам неисчерпаемый источник вдохновения для поиска современных образцов росписи таволожской керамики.

Керамика Неолита

Керамика Неолита

Археологические открытия древней керамики, найденной при раскопках в пойме реки Таволги и Нейвы, познакомили местных гончаров с традициями древних керамических образов. Осколки керамической посуды насчитывающие 3-5 тыс. лет выявили образцы и способы декорирования древней керамики. В основном, древние уральские мастера для украшения глиняной посуды использовали нанесение различных узоров и знаков по сырой глине. Такие же знаки, или даже письмена были обнаружены на уникальной археологической находке мирового масштаба Шигирском идоле, найденном в 20 км. от Таволог пойме реки Нейвы. Возраст артефакта 11,5 тыс. лет. Он на 5 тысяч лет старше Египетских пирамид. Эти находки послужили основой для выпуска целой линейки керамических изделий под названием Керамика Неолита.

Таволожская глина. Зарождение гончарства в Таволгах

Таволожская глина. Зарождение гончарства в Таволгах

Первые признаки гончарного производства, обнаруженные на территории Верхних и Нижних Таволог, относятся к концу XVII – началу XVIII веков. Именно к этому периоду принадлежит древняя керамическая свистулька, найденная в огороде одного из местных жителей в деревне Нижние Таволги. В эту эпоху, с приходом старообрядцев из средней полосы России, началось постижение пластичных свойств местных красных глин. Сама форма керамических изделий привнесена старообрядцами со средней полосы России, а вот стилистические особенности росписи сформировались уже на Урале под воздействием окружающей переселенцев природной среды и условий жизни населения в этом регионе. В самом начале исторического развития керамического производства на Урале стояла острая необходимость в изготовлении керамических сосудов для приготовления пищи и хранения продовольственных запасов.

Развитие гончарного промысла в Таволгах

Развитие гончарного промысла в Таволгах

В начальный период гончарная продукция изготавливалась для собственных нужд и имела незамысловатый вид. Позже гончарство становится ремеслом, изделия, предназначенные на продажу, стали украшать, что привело к зарождению росписи по сырой глине, а в дальнейшем – и к использованию глазурей. Развитие металлургии, богатство и разнообразие минерального сырья на Урале привело к появлению возможностей использования минеральных пигментов для украшения керамических изделий и способствовало появлению первых разноцветных керамических изделий. С открытием предпринимателями Демидовыми рядом с Таволгами медного месторождения и строительства Латунного завода в соседней деревне Быньги таволожские гончары стали использовать отходы медного производства для производства медных глазурей. С этого времени Таволожская керамика приобрела ярко-зелёный оттенок. Называется она изумрудной керамикой и до сих пор пользуется популярностью у населения.

Ангобная роспись стиле уральских самоцветов

Ангобная роспись стиле уральских самоцветов

Связь с природой и цветными самоцветами Уральских гор стало неотъемлемой частью стилистической особенности расписной таволожской керамики. Особую роль в этом сыграла красота и необычность линий разноцветных уральских агатов. Концентрические линии природных рисунков на агатах стали повторяться на керамических изделиях в виде ангобной фляндровки. Роспись стала похожа на расцветку агатов. Красота самоцветов Урала даёт местным живописцам неисчерпаемый источник вдохновения для поиска современных образцов росписи таволожской керамики.

Керамика Неолита

Керамика Неолита

Археологические открытия древней керамики, найденной при раскопках в пойме реки Таволги и Нейвы, познакомили местных гончаров с традициями древних керамических образов. Осколки керамической посуды насчитывающие 3-5 тыс. лет выявили образцы и способы декорирования древней керамики. В основном, древние уральские мастера для украшения глиняной посуды использовали нанесение различных узоров и знаков по сырой глине. Такие же знаки, или даже письмена были обнаружены на уникальной археологической находке мирового масштаба Шигирском идоле, найденном в 20 км. от Таволог пойме реки Нейвы. Возраст артефакта 11,5 тыс. лет. Он на 5 тысяч лет старше Египетских пирамид. Эти находки послужили основой для выпуска целой линейки керамических изделий под названием Керамика Неолита.

Интересные факты

Стимулом развития гончарства в Таволгах было увеличение населения уральских провинций и то, что хрупкую посуду, необходимую в хозяйстве невыгодно было возить на расстояния, а запасами хорошей глины всегда славилась таволожская земля.
По данным Невьянского музея, в Екатеринбургском уезде, основными центрами уже сформировавшегося гончарного промысла в XVIII – начале XIX века были всего три селения, в том числе были – Верхние и Нижние Таволги.
В 1887 году в Нижних Таволгах работало 59 гончарных мастерских, где трудилось 108 человек. Таволожские мастера принимали участие в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в 1887 году в городе Екатеринбург.

Фестивали и ярмарки

Фестиваль мастеров Иван-да-Марья 2021 в Екатеринбурге
Фестиваль мастеров Иван-да-Марья 2021 в Екатеринбурге
Региональный фестиваль народных художественных промыслов "Тайны Самоцветного Кольца Урала"

Фестиваль проводить с 2010 года на базе предприятия "Таволожская керамика". В рамках фестиваля проходит конкурс глиняной игрушки "Таволожская свистулька", а также - ярмарка мастеров и концерт народной самодеятельности.
Региональный фестиваль народных художественных промыслов "Тайны Самоцветного Кольца Урала"

Фестиваль проводить с 2010 года на базе предприятия "Таволожская керамика". В рамках фестиваля проходит конкурс глиняной игрушки "Таволожская свистулька", а также - ярмарка мастеров и концерт народной самодеятельности.
Чайный экофестиваль "Когда цветет таволга"

Фестиваль проводится с 2019 года. В рамках фестиваля проходит конкурс на лучший местный травяной чай, дегустации, ярмарка мастеров и местных производителей фермерской продукции.
Чайный экофестиваль "Когда цветет таволга"

Фестиваль проводится с 2019 года. В рамках фестиваля проходит конкурс на лучший местный травяной чай, дегустации, ярмарка мастеров и местных производителей фермерской продукции.
Made on
Tilda